Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности | Адаптированная основная общеобразовательная программа |
Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности | Адаптированная основная общеобразовательная программа |
Уровень образования | основное общее образование |
Форма обучения | очная |
Срок получения образования | 9 лет (10 лет) |
Адаптированная образовательная программа | Да |
Государственная аккредитация | Не требуется |
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ, КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСАХ,
КУРСАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ, ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ,
КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСАХ, КУРСАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Название учебных предметов, курсов |
Характеристика учебных предметов, курсов |
Учебные предметы |
|
Русский язык |
Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи:
|
Чтение (литературное чтение) |
Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи:
|
Математика |
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в подготовительном и I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико - теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Задачи:
|
Информатика |
|
Мир истории |
Цель изучения предмета «Мир истории» (VI классе) заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-IX классах. Задачи:
|
История Отечества |
Основные цели изучения данного предмета — формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этой цели будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Задачи:
|
Этика |
Цель: достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте. Задачи:
Программа по этике составлена по принципу усложнения и увеличения объёма материала, сведений. Занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке общения с людьми. |
Природоведение |
Цель: расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Задачи:
|
География |
Цель: сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи:
|
Биология
|
Цель: способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков. Курс «Естествознание » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». Задачи:
|
Основы социальной жизни |
Цель: подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи:
|
Адаптивная физическая культура |
Цель: всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи:
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные игры». |
Профильный труд: Штукатурно-малярное дело Слесарное дело Рабочий по обслуживанию зданий Швейное дело Сельскохозяйственный труд Поварское дело
|
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Изучение этого учебного предмета в V-XI-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом их личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Задачи: - развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); - обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; - расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; - ознакомление с тенденциями научно-технического прогресса на современном производстве, ролью и местом на нем человека-труженика; - ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; - формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе; - ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся; - формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; - формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; - совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; - коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); - коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); - коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; - развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целее - полагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); - формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; - формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. |
Штукатурно-малярное дело |
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Необходимость составления данной программы по «штукатурно-малярному делу» в специальной (коррекционной) школе обусловлено возможностью дальнейшего обучения в учреждениях СПО и получения профессий штукатур, маляр, связанных с ними - каменщик, печник, плиточник – облицовщик, а так же восстребованностью данных специальностей на рынке труда. Цель программы: Создание условий для профессионально-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями и их успешной социальной адаптации. Задачи программы: 1.Обучать обучающихся профессиональным приемам труда по выбранной специальности, планированию своей работы и пользованию технико-технологической документацией; 2.Формировать общетрудовые умения и профессиональные навыки по выполнению основных отделочных операций, штукатурно-малярных работ ручным и машинным способами и повышать на этой основе общий уровень развития; 3.Воспитывать трудолюбие и необходимые в труде нравственные качества личности; 4.Корригировать в процессе трудового обучения, психофизические недостатки обучающихся на основе данной профессии; 5.Вырабатывать у обучающихся четкое понимание профессиональной терминологии и развивать речь на основе их практической деятельности; 6. Вырабатывать осознанные, достаточно прочные профессиональные приемы работы с материалами, навыки обращения с инструментами, машинами, приспособлениями, приемы самоконтроля, позволяющие следить за правильностью выполненных операций.
|
Швейное дело |
Обучение швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Цель: формирование у учащихся знаний по швейному делу (по шитью) их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Задачи: - развивать мышление, способность к пространственному анализу; - формирование навыков выполнения машинных строчек и швов; - развивать мелкую и крупную моторику; - формирование эстетических представлений; - воспитывать работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.
|
Слесарное дело |
Цель: подготовка учащихся к освоению профессии слесаря и выполнению элементарных видов работ. Задачи: формирование доступных школьникам технических и технологических знаний. - развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ. - воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирования необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.
|
Рабочий по обслуживанию зданий |
|
Сельскохозяйственный труд |
Сельскохозяйственному труду в специальной (коррекционной) школе обусловлено возможностью дальнейшей профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии. Сельскохозяйственные работы являются одними из массовых как в производстве, так и в быту, что делает профессиональную ориентацию обучающихся на специальности по сельскохозяйственному профилю особенно актуальным. Предмет «Сельскохозяйственный труд» дает обучающимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Цель: формирование трудовых навыков, обучающихся для дальнейшей социализации в общество. Задачи: - Формировать устойчивое положительное отношение к трудовой деятельности, трудолюбие и нравственные качества личности; -Воспитывать организационные умения и навыки, интерес к информационной и коммуникативной деятельности; -Развивать у обучающихся обще трудовые умения и навыки и речь обучающихся на основе их практической деятельности; -Овладеть опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; - Корригировать психофизическое состояние обучающихся на основе данной профессии. |
Поварское дело |
Цель: Допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида. Формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Задачи: 1. Вырабатывать практические умения и навыки, необходимые для повседневной последующей социальной жизни, адаптации в условиях рыночной экономики.
|
Факультативные курсы |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
Цель: формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей. Задачи: 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС. 2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества. 3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим. 5. Формирование представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека и его безопасность(зависимость от алкоголя, табака, наркотиков, других психоактивных веществ; компьютерная зависимость; участие в азартных играх);
|
Введение в мир профессий |
Цель: создание условий для активного соотнесения обучающимися с ОВЗ своих личностных качеств с требованиями основных профессий и дальнейшего самоопределения обучающихся в жизни. Задачи: -Расширить представления учащихся о современном рынке профессий. -Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией. -Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии. -Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом. - Дать информацию о предприятиях района, городов области, учреждениях СПО; - Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, желание продолжить профессиональную подготовку в дальнейшей жизни; |
Основы финансовой грамотности |
Экономический практикум для обучающихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей и обществе. Предмет имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных, с различными видами жизнедеятельности. Цель: - формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях. Задачи: Образовательные: - выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности; - освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры. Коррекционно-развивающие: - обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций; - формирование умений делать экономический выбор. Воспитательные: - воспитание самостоятельности в принятии экономических решений в личной жизни. Программа сориентирована на развитие экономически значимых качеств личности обучаемых (хозяйственности, ответственности, практичности, экономности, бережливости, деловитости), их способности к самостоятельному решению хозяйственных проблем потребительского уровня, на формирование адекватных представлений о жизни людей в рыночной экономической системе. |
Коррекционные курсы |
|
Психокоррекционные занятия |
Цель: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, успешная социализация в обществе. Задачи: - развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений; - сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе; - создание благоприятного психологического климата; - оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.); - формирование образа «Я», навыков самопознания; - формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться; - мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков; - развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям. |
Логопедическая коррекция |
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи. Основными направлениями логопедической работы является: - диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); - диагностика и коррекция лексической стороны речи; - диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); - коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; - развитие коммуникативной функции речи; - коррекция нарушений чтения и письма; - расширение представлений об окружающей действительности; - развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). |
Ритмика |
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные направления работы по ритмике: - упражнения на ориентировку в пространстве; -ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); - упражнения с детскими музыкальными инструментами; - игры под музыку; - танцевальные упражнения. |
Лечебная физическая культура |
ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально волевой сфер. ЗАДАЧИ:
- Овладение методам релаксации и расслабления. - Коррекция координации и равновесия. - Улучшение памяти, мышления, мозгового кровообращения. - Выработка устойчивой правильной осанки - Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела. |
Курсы внеурочной деятельности |
|
Школа - здоровья |
Цель: формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности. Задачи: -формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; -формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания; -обеспечить физическое и психическое саморазвитие; - -обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время; -познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга; -развивать коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.
|
Основы светской этики |
Курс внеурочной деятельности «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить обучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали, а также содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Цель: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению курса. Задачи: • формирование доступных для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) этических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно - практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
|
Социальная адаптация учащихся |
Социальная деятельность обучающихся – целенаправленный процесс взаимодействия подростков с окружением, ориентированный на повышение эффективности решения индивидуальных и социальных проблем. Социализация обучающихся должна обеспечиваться средствами учебно-воспитательной и познавательной деятельности. Цель: - усвоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей; Задачи: - соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамику и адекватность выполняемых ролей; -развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива. |
Радуга талантов |
Цель программы: Формирование мотивации к творчеству, развитие личной культуры, индивидуальных творческих и коммуникативных способностей обучающихся. Задачи: Обучающие: формировать у обучающихся знания по общекультурному направлению, выработать необходимые практические умения и навыки; учить замечать и выделять основные средства выразительности; расширить представления о многообразии видов искусства: театрального, музыкального, изобразительного (декоративно-прикладного). Коррекционно-развивающие: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладного искусства; реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развитие познавательного интереса к сфере искусства и культуры, получение элементарных представлений о музыкальном, изобразительном и театральном искусстве; получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности; Воспитательные: воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, потребность к переживанию чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. |