Адаптированная основная общеобразовательная программа

Код, шифр Не используется
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности Адаптированная основная общеобразовательная программа
Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности Адаптированная основная общеобразовательная программа
Уровень образования основное общее образование
Форма обучения очная
Срок получения образования 9 лет (10 лет)
Адаптированная образовательная программа Да
Государственная аккредитация Не требуется

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ, КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСАХ,

КУРСАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название учебного предмета, курса

Характеристика учебного предмета, курса.

Учебные предметы

Русский  язык

Цель: Формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

 Задачи:

  • развитие у школьников познавательного интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;
  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над  словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
  • обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
  • формирование у детей первоначальных навыков связной письменной речи;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами русского языка с учетом их индивидуальных возможностей.

формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Чтение

Цель: Формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

  • развитие у школьников познавательного интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;
  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над  словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формирование основ навыка полноценного чтения текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развитие навыков устной коммуникации;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Речевая практика

Цель: преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Математика

Цель:  подготовка обучающихся  к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно - практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Мир природы и человека

Цель:

  Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

Обучающие:

  •  уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
  • сформировать знания учащихся о природе своего края.

 Развивающие (коррекционно-развивающие):

  •  выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- углубить сведения, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

Воспитательные:

  • сформировать установки на здоровый образ жизни;       

сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Музыка

Цель — приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
  • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др;
  • развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности;
  • формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
  • развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Рисование

Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи:

• Воспитание интереса к изобразительному искусству.

  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно- эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»)

Физическая культура

Цель: всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Задачи:

  • коррекция нарушений физического развития;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие двигательных способностей в процессе обучения;
  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  • раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
  • воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

  • обогащение чувственного опыта;
  • коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
  • формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Ручной труд

Цель: всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
  • формирование интереса к разнообразным видам труда.
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Основы безопасности жизнедеятельности

Цель:  изучение и освоение учащимися знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование  интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи:

  • изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни;
  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • изучение и освоение методов и приёмов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски;
  • изучение и освоение правил оказания первой медицинской помощи;

развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности;

формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, безопасного отношения к окружающей среде, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Коррекционные курсы

Психомоторика и развитие сенсорных процессов

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. 

Основные направления работы: 

- диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); 

- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); 

- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального  поведения).

Логопедическая коррекция

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи.

 Основными направлениями логопедической работы является:

- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); 

- диагностика и коррекция лексической стороны речи;

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;

- развитие коммуникативной функции речи;

- коррекция нарушений чтения и письма; 

- расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Ритмика

Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные направления работы по ритмике:

- упражнения на ориентировку в пространстве;

-ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); 

- упражнения с детскими музыкальными инструментами; 

- игры под музыку; 

- танцевальные упражнения.

Лечебная физическая культура

ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально волевой сфер.

ЗАДАЧИ:

  • Повышение неспецифической сопротивляемости организма.
  •  Привитие навыков здорового образа жизни.
  •  Нормализация функций дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой системы.
  • Коррекция осанки, плоскостопия, зрения, слуха.
  • Укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, шеи и горла.
  • Формирование правильного дыхания.
  • Профилактика простудных заболеваний.

-  Овладение методам релаксации и расслабления.

- Коррекция координации и равновесия.

- Улучшение памяти, мышления, мозгового кровообращения.

- Выработка устойчивой правильной осанки

- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.

Курсы внеурочной деятельности

Путешествие по тропе здоровья

Актуальность и социальная значимость курса  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»  нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями,  на использование их в целях досуга, отдыха.

Цель: формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи:

- формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;                                                                 - формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,  физического воспитания;                                       - обеспечить физическое и психическое саморазвитие;                                                                                                                      - обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;                                                                         - познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;                          - развивать коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

Я гражданин - России!

 Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Роди­ну, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Программа курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России» предполагает освоение и реализацию ребен­ком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллек­тиву, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Цель:  формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

Задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать положительное отношение и любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России;
  • формировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами;
  • формировать опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патрио­тических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу.

Путешествие по стране Этикет

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

- воспитание уважения к людям, традициям;

- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Радуга талантов

Цель программы: Формирование мотивации к творчеству, развитие личной культуры, индивидуальных творческих и коммуникативных способностей  обучающихся.

Задачи:

- Формировать у обучающихся знания по общекультурному направлению, выработать необходимые практические умения и навыки; учить замечать и выделять основные средства выразительности; расширить представления о многообразии видов искусства: театрального, музыкального, изобразительного (декоративно-прикладного)

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладного искусства; реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развитие познавательного интереса к сфере искусства и культуры, получение элементарных представлений о музыкальном, изобразительном и театральном искусстве; получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. потребность к переживанию чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ, ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ,

КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСАХ, КУРСАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Название учебных предметов, курсов

Характеристика учебных предметов, курсов

Учебные предметы

Русский язык

Цель: разви­тие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслитель­ной деятельности.

Задачи:

  • расширение представлений о языке как важнейшем средстве чело­веческого общения;
  • ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и форми­рование на этой основе грамматических знаний и умений;
  • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач.

Чтение (литературное чтение)

Цель: разви­тие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслитель­ной деятельности.

Задачи:

  • совершенствование навыка полноценного чтения как основы пони­мания художественного и научно-познавательного текстов;
  • развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Математика

Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в подготовительном и I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико - ­теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.

 Задачи:

  • Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной жизни;
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
  • Воспитание положительных качеств и свойств личности.

Информатика

 

Мир истории

Цель изучения предмета «Мир истории» (VI классе)  заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-IX классах.

Задачи:

  • формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
  • формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
  • формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
  • формирование умения работать с «лентой времени»;
  • формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитание интереса к изучению истории.

История Отечества

Основные цели изучения данного предмета — формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этой цели будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи:

  • овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории.
  • формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде лю­дей в различные исторические эпохи.
  • формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках.
  • формирование представлений о постоянном развитии общества, свя­зи прошлого и настоящего.
  • усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необхо­димо для понимания хода развития истории.
  • формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
  • формирование у школьников умений применять исторические зна­ния для осмысления сущности современных общественных явлений, в обще­нии с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Оте­честву.
  • воспитание гражданственности и толерантности.
  • развитие познавательных психических процессов: внимания, вос­приятия, воображения, памяти, мышления, речи; коррекция их недостатков.

Этика

Цель: достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и

реализация в непосредственном опыте.

Задачи:

  • Научить  производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности,
  • Формировать практические действия, реальные дела, необходимых для устойчивого поведения;
  • Заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем окружении  учащихся;
  • Коррекция психических, познавательных процессов.

Программа по этике составлена по принципу усложнения и увеличения объёма материала, сведений. Занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке общения с людьми.

Природоведение

Цель: расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Задачи:

  • формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности.

География

Цель: сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение исполь­зовать географические знания и умения в повседневной жизни для объясне­ния, оценки разнообразных природных, социально-экономических и эколо­гических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного по­ведения в окружающей среде.

Задачи:

  • формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
  • формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран.
  • формирование умения выделять, описывать и объяснять существен­ные признаки географических объектов и явлений;
  • формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адапта­ции к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  •  овладение основами картографической грамотности и использова­ние элементарных практических умений и приемов использования географи­ческой карты для получения географической информации;
  • формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Биология

 

Цель: способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными цен­ностями.

  Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Курс «Естествознание » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Задачи:

  • формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
  • показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
  • формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно­гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
  • развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Основы социальной жизни

Цель: подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Задачи:

  • расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
  • формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
  • ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
  • практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
  • усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
  • развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Адаптивная физическая культура

Цель:  всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

Задачи:

  • воспитание интереса к физической культуре и спорту;
  • развитие потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
  • совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.;
  • овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
  • коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование со­циально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в про­цессе уроков и во внеучебной деятельности;
  • воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.

Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные игры».

Профильный труд:

Штукатурно-малярное дело

Слесарное дело

Рабочий по обслуживанию зданий

Швейное дело

Сельскохозяйственный труд

Поварское дело

 

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всесто­роннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интел­лектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Изучение этого учебного предмета в V-XI-х классах способствует по­лучению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом их личных инте­ресов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Задачи:

- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

- обучение обязательному общественно полезному, производитель­ному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

- расширение знаний о материальной культуре как продукте творче­ской предметно-преобразующей деятельности человека;

 

- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культур­но-исторических традициях в мире вещей;

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях ис­пользования;

- ознакомление с тенденциями научно-технического прогресса на со­временном производстве, ролью и местом на нем человека-труженика;

- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к созна­тельному выбору профессии и получение первоначальной профильной тру­довой подготовки;

- формирование представлений о производстве, структуре производ­ственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержа­нии и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;

- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных ма­стерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоро­вья учащихся;

- формирование трудовых навыков и умений, технических, техноло­гических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необ­ходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;

- формирование знаний о научной организации труда и рабочего ме­ста, планировании трудовой деятельности;

- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

- коррекция и развитие познавательных психических процессов (вос­приятия, памяти, воображения, мышления, речи);

- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе форми­рование практических умений;

- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целее - полагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов дея­тельности в соответствии с поставленной целью);

- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Штукатурно-малярное дело

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Необходимость составления данной программы по  «штукатурно-малярному делу» в специальной (коррекционной) школе обусловлено возможностью дальнейшего обучения в учреждениях СПО и получения профессий штукатур, маляр, связанных с ними - каменщик, печник, плиточник – облицовщик, а так же   восстребованностью   данных специальностей на рынке труда.

Цель программы: Создание условий для профессионально-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями и их успешной социальной адаптации.

Задачи программы:

1.Обучать обучающихся профессиональным  приемам труда по выбранной специальности, планированию своей работы и пользованию технико-технологической  документацией;

2.Формировать общетрудовые умения и профессиональные навыки по выполнению основных отделочных операций, штукатурно-малярных работ ручным и машинным способами и повышать на этой основе общий уровень развития;

3.Воспитывать трудолюбие и необходимые в труде нравственные качества личности;

4.Корригировать в процессе трудового обучения, психофизические недостатки обучающихся на основе данной профессии;

5.Вырабатывать у обучающихся  четкое понимание профессиональной терминологии и развивать речь на основе их практической деятельности;

6. Вырабатывать   осознанные,   достаточно   прочные   профессиональные   приемы   работы   с материалами,   навыки  обращения  с   инструментами,  машинами,  приспособлениями,   приемы самоконтроля, позволяющие следить за правильностью выполненных операций.

 

Швейное дело

Обучение швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практическую направленность,  тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой  учащихся, другими учебными предметами.

Цель: формирование у учащихся знаний по швейному делу (по шитью) их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи: 

 - развивать мышление, способность к пространственному анализу;

- формирование навыков выполнения машинных строчек и швов;

-  развивать мелкую и крупную  моторику;

- формирование эстетических представлений;

- воспитывать работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.

 

Слесарное дело

Цель: подготовка учащихся к освоению профессии слесаря и выполнению элементарных видов работ.

Задачи: формирование доступных школьникам технических и технологических знаний.

 - развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ.

 - воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирования необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.

 

Рабочий по обслуживанию зданий

 

Сельскохозяйственный труд

Сельскохозяйственному труду в специальной (коррекционной) школе обусловлено возможностью дальнейшей профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии. Сельскохозяйственные работы являются одними из массовых  как в производстве, так и в быту, что делает профессиональную ориентацию обучающихся на специальности по сельскохозяйственному профилю особенно актуальным. Предмет «Сельскохозяйственный труд» дает обучающимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Цель: формирование трудовых навыков, обучающихся для дальнейшей социализации в общество.

Задачи:

- Формировать устойчивое положительное отношение к трудовой деятельности, трудолюбие и нравственные качества личности;

-Воспитывать организационные умения и навыки, интерес к информационной и коммуникативной деятельности;

-Развивать у обучающихся обще трудовые умения и навыки и речь обучающихся на основе их практической деятельности;

-Овладеть опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;

- Корригировать психофизическое состояние обучающихся на основе данной профессии.

Поварское дело

     Цель: Допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида. Формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Задачи:

1. Вырабатывать практические умения и навыки, необходимые для повседневной последующей социальной жизни, адаптации в условиях рыночной экономики.

  1. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес, корригировать память, внимание, мышление, моторику рук, формировать эстетический вкус,  развивать творческие способности учащихся.
  2. Воспитывать хозяйственность, аккуратность.
  3. Формировать у учащихся представления о труде, общественной жизни и быте людей.

 

Факультативные курсы

Основы безопасности жизнедеятельности

Цель: формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Задачи:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России,  ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

5. Формирование представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека и его безопасность(зависимость от алкоголя, табака, наркотиков, других психоактивных веществ; компьютерная зависимость; участие в азартных играх);

  1. Формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций;
  2. Формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни (выполнение правил личной гигиены и готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье);
  3. Формирование представлений о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности.

Введение в мир профессий

Цель:  создание условий для  активного  соотнесения обучающимися с ОВЗ своих личностных качеств с требованиями основных профессий  и дальнейшего самоопределения обучающихся в жизни.

Задачи:

-Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.

-Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

-Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

-Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.

- Дать информацию о предприятиях района, городов области, учреждениях СПО;

- Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, желание продолжить профессиональную подготовку в дальнейшей жизни;
 - Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.

Основы финансовой грамотности

Экономический практикум для обучающихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей и обществе. Предмет имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных, с различными видами жизнедеятельности.

Цель:

- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

Образовательные:

-  выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;

-  освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Коррекционно-развивающие:

-  обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

-  формирование умений делать экономический выбор.

Воспитательные:

 -  воспитание самостоятельности в принятии экономических решений в личной жизни.

      Программа сориентирована на развитие экономически значимых качеств личности обучаемых (хозяйственности, ответственности, практичности, экономности, бережливости, деловитости), их способности к самостоятельному решению хозяйственных проблем потребительского уровня, на формирование адекватных представлений о жизни людей в рыночной экономической системе.

Коррекционные курсы

Психокоррекционные занятия

Цель: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, успешная социализация в обществе.

Задачи:

- развитие  внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;

- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;

- создание благоприятного психологического климата;

- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);

- формирование образа «Я», навыков самопознания;

- формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

- мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;

- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

Логопедическая коррекция

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи.

 Основными направлениями логопедической работы является:

- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); 

- диагностика и коррекция лексической стороны речи;

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;

- развитие коммуникативной функции речи;

- коррекция нарушений чтения и письма; 

- расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Ритмика

Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные направления работы по ритмике:

- упражнения на ориентировку в пространстве;

-ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); 

- упражнения с детскими музыкальными инструментами; 

- игры под музыку; 

- танцевальные упражнения.

Лечебная физическая культура

ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально волевой сфер.

ЗАДАЧИ:

  • Повышение неспецифической сопротивляемости организма.
  •  Привитие навыков здорового образа жизни.
  •  Нормализация функций дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой системы.
  • Коррекция осанки, плоскостопия, зрения, слуха.
  • Укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, шеи и горла.
  • Формирование правильного дыхания.
  • Профилактика простудных заболеваний.

-  Овладение методам релаксации и расслабления.

- Коррекция координации и равновесия.

- Улучшение памяти, мышления, мозгового кровообращения.

- Выработка устойчивой правильной осанки

- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.

Курсы внеурочной деятельности

Школа - здоровья

Цель: формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи:

-формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,  физического воспитания;

-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- -обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

-развивать коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

 

Основы светской этики

       Курс внеурочной деятельности  «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры  и призван ознакомить обучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали, а также  содержит обусловленный рамками учебного времени минимум зна­ний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цель: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению курса.

Задачи:

•   формирование доступных  для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) этических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно - практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами этических представлений  с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
  •  

Социальная адаптация учащихся

Социальная деятельность обучающихся – целенаправленный процесс взаимодействия подростков с окружением, ориентированный на повышение эффективности решения индивидуальных и социальных проблем. Социализация обучающихся должна обеспечиваться средствами учебно-воспитательной и познавательной деятельности.

Цель:

- усвоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей;

Задачи:

- соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамику и адекватность выполняемых ролей;

-развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива.

Радуга талантов

Цель программы: Формирование мотивации к творчеству, развитие личной культуры, индивидуальных творческих и коммуникативных способностей  обучающихся.

Задачи:

Обучающие: формировать у обучающихся знания по общекультурному направлению, выработать необходимые практические умения и навыки; учить замечать и выделять основные средства выразительности; расширить представления о многообразии видов искусства: театрального, музыкального, изобразительного (декоративно-прикладного).

Коррекционно-развивающие: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладного искусства; реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развитие познавательного интереса к сфере искусства и культуры, получение элементарных представлений о музыкальном, изобразительном и театральном искусстве; получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности;

Воспитательные: воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, потребность к переживанию чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

 

 

 

Практики

Не используются

Ссылки на рабочие программы

Ссылка на рабочие программы практик, предусмотренные соответствующей образовательной программой

Не используются

Ссылка на методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса, а также рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, включаемых в ООП

Не используются

Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная деятельность

Не используется

Название научного направления/научной школы

Не используется

Результаты научной деятельности

Не используется

Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной деятельности

Не используется
Не требуется
Не требуется
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.